«Приключения Кроша» снимали на автокомбинате в Хорошёво-Мнёвниках
В следующему году картине исполнится 60 лет В следующему году исполнится 60 лет фильму «Приключения Кроша» по одноимённой повести Анатолия Рыбакова. Съёмки велись на пересечении Хорошёвского и Новохорошёвского шоссе — так тогда назывались улица Мнёвники и проспект Маршала Жукова — и на автокомбинате №1: сегодня это АО «Первый автокомбинат» им.
Геннадия Краузе. Вместе с корреспондентом «СЗ» легендарный фильм пересмотрела жительница Мнёвников Полина Аристархова. «Мы слышим рокот моторов…» Полукруглая арка с надписью: «Мосгоравтотранс. Автокомбинат №1» появляется на экране сразу после титров. Подростковый голос за кадром рассказывает: «Автобаза находится недалеко от нашей школы, на соседней улице. Когда в классе открыты окна, мы слышим рокот моторов…» Напротив автокомбината, на ул. Мнёвники, 4, и вправду стоит красное школьное здание с белыми барельефами, построенное в 1952 году. — Это бывшая школа №111. Сколько помню, она всегда была вечерняя, сейчас там колледж сервиса и торговли, — говорит Полина Аристархова. Она много лет работала в Мосгоравтотрансе инженером по снабжению, не раз бывала на 1-м автокомбинате по делам. — С конца 1950-х это было самое передовое транспортное предприятие Москвы, 3 тысячи машин, если не больше, и там постоянно апробировали разные новые способы организации работы, — рассказала Аристархова. — В фильме хорошо показано, как там всё кипит и шумит: самосвалы, автокраны, тягачи… Тогда по всей Москве начали строить пятиэтажки, нужны были десятки тысяч машин, чтобы возить стройматериалы и сотни единиц другой строительной техники. «Оттепельное» кино Режиссёр Генрих Оганесян снимал «Кроша» в самый разгар «оттепели». Поэтому сюжет фильма неоднозначен, как и всё «оттепельное» кино. В начале летних каникул целый класс девятиклассников приходит на производственную практику на автокомбинат. Но тут в сюжет вносится детективная нотка. Сергей Крашенинников — Крош — становится случайным свидетелем того, как нечистый на руку автослесарь Лагутин крадёт новые амортизаторы, чтобы поставить их на частную легковушку. Подозрение в воровстве, однако, возводится на другого — добросовестного и тихого слесаря Зуева. Крош понимает, что правду надо доказывать. Но его обрывают, гонят, просят не учить старших. И всё же Лагутин чувствует, что его раскусили, и подкидывает запчасти на место. В последний день практики директор, который весь месяц звал Кроша волынщиком, жмёт ему руку и говорит: «Молодец, ты честный парень». Без снабженца стройка встанет! Украденные амортизаторы нашёл под рваной рогожей на крыше сарая приятель Кроша — Вадим, это первая главная роль Никиты Михалкова. По сценарию Вадим — человек, который всегда может всё достать, организовать. — Его в фильме как бы осуждают: мол, ловкач, доставала. Но без этого тогда было нельзя, — рассказывает Полина Аристархова. — Заказываешь 10 запчастей — дают три. А машины-то ремонтировать надо, иначе стройка встанет. Нам директор так и говорил: «Вы, снабженцы, не только ремонтникам, но и на стройке всем план делаете!» Директор ходил на работу пешком Прообразом директора Владимира Георгиевича стал реальный директор автокомбината №1 Геннадий Леонидович Краузе. — Это была легендарная личность, он 55 лет проработал на автокомбинате: с 1946-го, когда пришёл с фронта, до 2002-го, — говорит Полина Аристархова. При Краузе комбинат организовал спортивную базу в Подмосковье, взял шефство над винодельческим совхозом в Алуште, построил там дом отдыха для работников. Удивлял Геннадий Леонидович и в личной...
Понравилась статья? Подпишитесь на канал, чтобы быть в курсе самых интересных материалов
Подписаться
Свежие комментарии