
Ветераны СЗАО поделились воспоминаниями о дне, когда закончилась война «Эти дни были необыкновенно светлыми» Генерал-майор в отставке Степан Гаврилович Едыкин из Северного Тушина Победу встретил в звании рядового. На войну он ушёл осенью 43-го. Попал в снайперскую школу, а затем его отправили на 2-й Белорусский фронт.
В январе 45-го в Польше при подготовке Восточно-Прусской операции был ранен в руку. А выйдя из госпиталя, снова едва остался жив. Рядом разорвался снаряд. Ранения были тяжёлые, но не смертельные. Хуже было то, что меня отбросило в воронку и засыпало землёй. Нашли только на второй день, — рассказывает он. Раненых отправили в Витебск, госпиталь размещался в здании школы. — Выписали только в июне: три операции, наркозы, головокружение. Даже известие о Победе чётко не сохранилось у меня в памяти. Но эти дни были необыкновенно светлыми, радостными, полными надежд. После того как по радио объявили о капитуляции Германии, в госпиталь пришли школьники, дарили нам цветы, пели песни, — говорит фронтовик. После войны Едыкин руководил валютно-финансовой службой штаба Объединённых вооружённых сил государств — участников Варшавского договора. Среди его наград — ордена Отечественной войны 1-й степени, Трудового Красного Знамени, «Знак Почёта». «Тогда мы переживали самые счастливые часы в жизни» Герой Советского Союза Николай Наумович Кирток из Хорошёво-Мнёвников был командиром эскадрильи 143-го гвардейского штурмового авиационного полка. Он совершил 210 боевых вылетов, уничтожил 38 танков, более 50 автомашин, подавил огонь 6 зенитных батарей, в воздушных боях сбил 6 самолётов врага.
Май 1945-го штурмовики встретили в непрерывных боях за Берлин. — Наносили удары по улицам и даже отдельным домам. Берлин горел, дым поднимался до полутора километров, но ни разу мы не нанесли удар по своим. В те дни мы переживали самые счастливые часы в жизни: наконец-то добиваем фашистского зверя в его логове, — вспоминает ветеран. 9 мая известие о капитуляции Германии лётчики встретили в полной боевой готовности: в полку была объявлена боевая тревога. На юге Чехословакии группа немецко-фашистских войск стремилась прорваться на запад. Старшему лейтенанту Киртоку предстояло вести группу Ил-2, чтобы нанести по неприятелю бомбовые удары. — Зато потом вместе с сослуживцем Иваном Драченко мы проехали к рейхстагу. Колонны были в сплошной вязи надписей. Мы тоже оставили свои подписи на сером граните, — говорит ветеран. «В честь Дня Победы накрыли столы» Виталий Иванович Колесов из Строгина всю войну прослужил в 7-й артиллерийской трижды орденоносной дивизии прорыва резерва Верховного Главнокомандования. Был командиром огневого взвода пушечно-артиллерийского полка. За битву под Сталинградом получил свой первый орден Отечественной войны 2-й степени. Затем освобождал Украину, Румынию, Болгарию, Венгрию. Победу встретил в звании капитана в Австрии. — Ещё накануне мы узнали о капитуляции Германии. В город Грац наша дивизия входила утром 8 мая. По дороге встретили наших союзников — американцев, они и рассказали. А на следующий день об этом официально объявили по радио. Что началось! Стреляли, обнимались, все выбежали на улицы! Накрыли столы — сало, рыба, вино, хрен, консервы, — говорит он. На следующий день поступило распоряжение передислоцироваться, так как Грац находился в американской оккупационной зоне, и дивизия отступила на 20 километров восточнее города. Среди наград Виталия Колесова — орден Отечественной войны 1-й степени, два ордена...
Понравилась статья? Подпишитесь на канал, чтобы быть в курсе самых интересных материалов
Подписаться
Свежие комментарии