На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

МОСКВА. СЕВЕРО-ЗАПАД

68 подписчиков

Свежие комментарии

  • Ингерман Ланская14 июля, 20:26
    что-то не слышно совков, которые ещё 3-4 года назад визжали - обманут несчастный жителей убогих хрущевок, ничего им н...Собянин встретилс...
  • Сергей Иванов4 июля, 12:42
    Надоели уже с этой дружбой народов!Укрепление межнац...
  • Андрей Шишинов18 декабря, 16:32
    Ну вот зачем всё это? Чтобы те, кто совершает преступления могли прочитать на каких ошибках их ловят и в дальнейшем т...На каких мелочах ...

Строительство столичных хрущёвок начиналось в Хорошево-Мневниках

Фото: Александр Авилов/ АГН "Москва"Руководил работами архитектор Ашот Мндоянц – соавтор высотки на площади Восстания В конце 1950-х на месте бывших подмосковных деревень Хорошёво и Мнёвники развернулось масштабное жилое строительство. 74-й и 75-й кварталы района Хорошёво-Мнёвники стали первыми столичными микрорайонами, где массово строились хрущёвки — панельные пятиэтажки серии К-7.
Неслыханный эксперимент Масштабное строительство развернулось вдоль Хорошёвского и Новохорошёвского шоссе — сейчас это улица Народного Ополчения и проспект Маршала Жукова. К этому времени по заданию Советского правительства по всей стране были созданы домостроительные комбинаты, где в три смены штамповали и отливали железобетонные конструкции. Одним из разработчиков проекта жилых кварталов в Хорошёво-Мнёвниках был архитектор Ашот Мндоянц (1909-1966), соавтор таких знаковых зданий столицы, как высотка на площади Восстания и Кремлёвский Дворец съездов, один из создателей архитектурного ансамбля Нового Арбата. К 1958 году Мндоянц уже имел серьёзный опыт жилого строительства. К этому времени по соседству, в районе Песчаных улиц, стояли новостройки — первые панельные дома, которые он проектировал с маститым архитектором Михаилом Посохиным. Но это была ещё только подготовка к неслыханному в истории жилого строительства в СССР эксперименту: сдавать в год не сотни тысяч, а миллионы квадратных метров жилья. Строить быстро и дёшево В стране, которая всё ещё восстанавливалась после страшной войны, строить надо было быстро, дёшево, из доступных стройматериалов. Архитекторы мучительно решали, чем жертвовать ради уменьшения стоимости квадратного метра.
Показателен эпизод советского фильма «Взрослые дети», снятого в 1961 году, в самый разгар строительного бума. Бригаде молодых архитекторов доверяют проектирование нового микрорайона. «Только не увлекайтесь, товарищи, — охлаждает пыл юных коллег пожилой руководитель. — Материалы будут земные. Лунного камня не будет. И сроки тоже будут земные». Так что первые хрущёвки были предельно лаконичными: параллелепипеды из железобетона. Квартиры без балконов и с потолками 2,5 метра, подъезды без мусоропроводов и лифтов. Зато это были отдельные квартиры с водопроводом и отоплением. И главное, на одну семью. О чём мечтали сотни тысяч жителей коммуналок и бараков. Будущие новосёлы приходили на стройплощадки и подолгу наблюдали, как растут стены их квартир. О борьбе с архитектурными излишествами В общем, у спартанского вида хрущёвок было объяснение. Хотя всего десятилетием раньше, в 1948-1952 годах, на фасадах каркасных четырёхэтажек в районе Песчаных улиц Мндоянц предусмотрел архитектурный декор, маскирующий панельные швы: надо напомнить, что работал архитектор на стыке двух эпох. После смены политического руководства страны помпезный сталинский ампир буквально за пару лет сменился на суровый индустриальный, с запретом на любые архитектурные излишества. «В работах многих архитекторов и проектных организаций получила широкое распространение внешне показная сторона архитектуры, изобилующая большими излишествами, что не соответствует линии партии и правительства в архитектурно-строительнном деле», — говорилось в постановлении ЦК КПСС и Совета Министров СССР в 1955 году. Заражал коллег жаждой творчества «Он трудился всегда и везде, испытывал жестокую нужду в творческой работе, и, глядя на него, непонятно было, как он мог справиться с ней! — приводила воспоминания об Ашоте Мндоянце его коллега, историк архитектуры Наталья Душкина. — Он заражал окружающих его людей жаждой творчества, и мы, его коллеги по работе, расходились часто из мастерской за полночь». Самые известные здания Мндоянц задумывал и проектировал в соавторстве с архитектором Михаилом Посохиным. Это был удивительный творческий тандем двух...
Ссылка на первоисточник
Рекомендуем
Популярное
наверх