
Название деревни на северо-западе Москвы вошло в фольклор Название Хорошёво — единственное на территории нашего округа, которое вошло в фольклор Оно упоминается в пословице и включено в Словарь живого великорусского языка Владимира Даля: «Хорошо Хорошёво, да не наше, царёво». Как родилась эта пословица и о каком царе идёт речь?
Об этом «СЗ» рас- сказал почётный житель Хорошёво- Мнёвников художник Валерий Юцков, автор картины «Царская дорога. Выезд царя на моление». Монаршее паломничество — Не о царе, а о царях: на протяжении трёх веков их здесь перебывало множество, начиная с Ивана Грозного и Бориса Годунова и заканчивая Александром II, — говорит Валерий Яковлевич. — Работая над картиной, я изучил много источников, в том числе дореволюционных. Так вот в отчётах о царских выездах — каждый из них подробно документировали, составляли специальные сборники — просто в глазах рябит от слова «Хорошёво». А началось монаршее паломничество в Хорошёво с середины XVII века, с царя Алексея Михайловича, будущего отца Петра I, который бывал здесь по несколько раз каждый год. Точек притяжения было две. Первая — охота: окрестные луга и леса были богаты птицей и зверьём, можно было встретить и медведя. А вторая — совсем противоположного толка. — Через Хорошёво проходил путь в Звенигород, в Саввино-Сторожевский монастырь, куда московская знать, в том числе царская семья, ездила поклониться мощам преподобного Саввы Звенигородского, — поясняет Валерий Юцков.— Звенигородский тракт, который вёл к монастырю, называли царской дорогой.
Из центра Москвы венценосные паломники ехали до Пресни, потом по современному Звенигородскому шоссе. Хорошёво, лежавшее в 13 километрах от Кремля, было первой остановкой, здесь можно было отдохнуть, перекусить, размяться, нередко здесь и ночевали. Дорога к храму Как сочетался путь к святым местам с охотой и сопутствующими ей обедами, пикниками, гуляньями? — Дело в том, что дорога на богомолье была сродни если не увеселению, то развлечению — воспринималась как приятное путешествие, возможность отвлечься, — объясняет Валерий Юцков. О том, сколь пышными были царские выезды на богомолье, и свидетельствует картина хорошёвского художника. — Это я ещё поскромничал, — признаётся он, — изобразил XIX век, Николай I едет или Александр II. А в XVII веке царский выезд мог растягиваться чуть ли не на версту. Впереди ехала свита — стрельцы, ближние люди, бояре, дьяки и подьячие, несколько десятков или даже сотен человек. Ночёвка во дворце Где было разместить такое количество людей? — Постройку в светлых тонах на картине, слева от церкви, видите? — спрашивает Валерий Яковлевич. — Это царский путевой дворец. Он появился при Иване Грозном. Перестраивал Борис Годунов в 1596-1597 годах. Он использовал Хорошёво как летнюю загородную резиденцию — для встреч в неформальной обстановке и для отдыха. На месте Слободского ручья Жалко, что Валерий Юцков не портретист — подумать только, каким предстал бы Алексей Михайлович на живописных полотнах. Но место, где происходили те или иные события, не менее важно и значимо, чем персонажи, принимавшие в нём участие. — Церковь Живоначальной Троицы — единственная постройка, которая осталась от старого Хорошёва, — говорит художник. — На картине я постарался воссоздать вид, который открывался жителю Хорошёва или гостю из царской свиты, если встать на мосту через Москву-реку и смотреть...
Понравилась статья? Подпишитесь на канал, чтобы быть в курсе самых интересных материалов
Подписаться
Свежие комментарии