
90 лет назад проект разработал знаменитый архитектор Михаил Коржев Михаил Коржев (1897-1986) — один из основоположников советской ландшафтной архитектуры. По его проектам создавались и реконструировались десятки знаковых парков и скверов — ЦПКиО им. Горького, Измайловский парк культуры и отдыха, Лефортовский парк, Александровский сад, Кусково, Кузьминки.
Вот только грандиозный проект с фонтанами, парками, водопадами, который он разработал для долины реки Химки в Покровском-Стрешневе, так и не удалось реализовать. По коржевским дорожкам Коржевы — династия выдающихся, талантливых людей: художников, архитекторов, учёных. Михаил Петрович вырос в семье, где почти каждый вечер звучала музыка. Его отец, служивший в железнодорожном ведомстве, вполне профессионально рисовал и страстно любил музыку — сам играл на пианино, а детей обучил игре на альте и виолончели. Коржев учился в Школе живописи, ваяния и зодчества. Но реализовал свои таланты как ландшафтный архитектор. Всё началось с участия в 1920-х годах в создании Центрального парка культуры и отдыха — первого советского парка нового типа. А сейчас в Москве практически нет парка, к которому Михаил Коржев не приложил бы свою руку и талант. Можно сказать, что несколько поколений москвичей гуляют по коржевским аллеям и дорожкам. Но так сложилось, что имена ландшафтных архитекторов не увековечивают даже на скромных табличках. Архитектору пришлось не только создавать, но и защищать свои творения. В 1941 году Михаил Коржев работал в созданной службе маскировки при Моссовете. Чтобы обмануть немецкие бомбардировщики, в Москве возводили ложные здания, макеты деревьев.
А крыши важных объектов и дороги вокруг них раскрашивали так, что они казались сверху жилыми кварталами. Парадный въезд в красную столицу мира В 1934 году архитектор много времени проводит в Покровском-Стрешневе. Совсем недавно завершилось строительство грандиозного канала Москва — Волга. Михаил Коржев готовит такой неслыханный по масштабу проект гидропарка в долине реки Химки. Прибрежный лес и сам берег — обрывистый, уступами — ещё в запустении. Но архитектор уже представляет водопады, фонтаны, партерные газоны. И аллеи в сосновом бору, по которому прогуливаются москвичи. А ближе к берегу, где почти нет растительности, — парк аттракционов. Всё это Коржев подробно опишет в статье для журнала «Строительство Москвы» в декабре 1934 года: «Сам парк и его архитектура рисуются нам как парадный въезд в красную столицу мира, столицу первого социалистического государства. Он будет создавать первое впечатление о Москве как о городе, о его архитектуре». Не построили гидропарк по банальной причине — в середине 1930-х не хватило средств. Но работа Коржева была настолько оригинальна и безупречно проработана, что, даже оставшись нереализованным, проект вошёл в историю советского садовопаркового искусства. Во многих проектах участвовал анонимно При жизни Коржева его называли Дон Кихот ландшафтный. Одна из причин — бескорыстное служение делу украшения и озеленения городов. Во многих проектах он участвовал анонимно, помогая коллегам исследованиями русского и европейского паркового искусства, которое он глубоко знал. А уже будучи на пенсии, Коржев создал несколько садов, которые видел практически каждый москвич: при Музее изобразительных искусств им. Пушкина на Волхонке и у литературного Музея Пушкина на «Кропоткинской». Над этими проектами Михаил Петрович работал бесплатно. Из любви к своему делу. «Обаятельный человек, эрудированный, интересный и интересующийся, великолепно владевший юмором», «гармоничная личность, даже в зрелые годы вовлечённый в научный...
Понравилась статья? Подпишитесь на канал, чтобы быть в курсе самых интересных материалов
Подписаться
Свежие комментарии